Стырил из контакта, может кому интересно будет...
Что скрывает дно р.Великой?
Великая восторгает нас своей красотой и величием, умело скрывая секреты своих глубин. Мы попытаемся приоткрыть тайны главной артерии Псковской области.
НЕ ЧЕРНОЕ МОРЕ, НО ВСЕ ЖЕ…
- После больших дождей вода в реке красно-коричневого цвета, так как частицы железа из болот поднимаются на поверхность и уносятся в реку. В эту пору под водой вообще ничего не видно, - рассказывает псковский водолаз-профессионал Евгений Лобанов. - Только ближе к берегу можно разглядеть, что она рыже-бурая. В солнечный день видимость пропадает уже с глубины 50 сантиметров: можно рассмотреть свою ладонь максимум на расстоянии 10 сантиметров. Помню, в районе мясокомбината в сезон дождей мы осматривали состояние дюкеров. В кромешной темноте я умудрился заметить машину «семерку». Позже выяснилось, что она числилась в розыске. Вода в Великой светлеет лишь в районе Черехи, где каменистое дно, маленькие глубины и много растительности. Прозрачная вода в реке только в июле - августе, а также зимой. Тогда видимость - 6-8 метров.
При хорошей видимости под водой Великая поистине прекрасна и даже напоминает Черное море. Подводный пейзаж из неимоверного количества ярчайших перламутровых красок фантастический. К примеру, в районе Черехи на дне Великой изобилие длинных трав, из которых природа соткала бесконечный живой ковер. А ближе к горводоканалу, наверное, из-за воздействия коагулянта, сбрасываемого в прежние годы предприятием в воду, сплошная безжизненная пустыня. Причем, еще в 70-е годы прошлого века здесь расстилался сплошной зеленый ковер. Теперь - бесконечные барханы, на фоне которых разбросаны огромные по два-три метра высотой валуны. Они покрыты красивым мхом, растущим пучками, как кораллы. Он играет на солнце всеми цветами - красным, зеленым, синим, белоснежным. Что касается валунов, то самые большие лежат в устье реки Псковы.
15 МЕТРОВ - МИНИМУМ
В городской черте максимальная ширина Великой приходится на устье Псковы – 360 метров, минимальная, 80 метров, на мосты – железнодорожный и Советской армии. Самые глубокие места у бывшего порта (у берега) – 9 метров, в устье Псковы – 6,5 метров. За мостом имени А. Невского в сторону устья Великая углубляется до 15 метров.
На псковском участке у Великой характер донельзя спокойный. Какие там водовороты! Скорость течения на поверхности всего 30 – 50 см в секунду. Оно никак не ощущается. Просыпается река в двух случаях: после бурных дождей или при малой воде, когда уровень её понижается. Напротив бывшей спасательной станции на глубине двух метров течение сбивает с ног.
СКАМЕЙКИ, БОМБЫ, САМОЛЕТ…
Дно реки Великой постепенно превращается в городскую свалку. На песчаных барханах вдоль берегов валяются целехонькие скамейки, урны, металлические гаражи, лодки, автопокрышки. Очень много всевозможных воблеров – резиновой наживки для рыбы. При желании их можно набрать за час с полведра. Частая находка под мостами - ножи. У Мирожского монастыря нашли последнее пристанище два деревянных баркаса. Доски на них давно сгнили и торчат веером, что представляет опасность для ныряльщиков и аквалангистов. Недалеко от дикого пляжа врос в песчаные барханы остов старинного деревянного судна, похожего на ладью. Его длина предположительно 12 метров. Напротив ТЭЦ лежат занесенные песком обломки немецкого почтового самолета. В годы оккупации он зацепился шасси за электрические провода и рухнул в реку. Возле Покровской башни полно ядер - от маленьких до громадных.
- В двадцати метрах от берега со времен Великой Отечественной войны напротив станции переливания крови по сей день лежит 250 килограммовая авиационная бомба, - утверждает Евгений Лобанов. – Я не знаю, какой у нее тип взрывателя. Их может быть и несколько - химический, часовой… И никто не знает, в каком они состоянии. Поэтому сложно предугадать, как бомба себя поведет со временем. Или, если ее сейчас потревожить. На дне Великой иногда мне попадались и мины. На эти военные «сувениры» я каждый раз натыкался случайно – во время поиска утопленников.
ПОЛЕТЫ ВО ХМЕЛЮ И НАЯВУ
Забавой подвыпивших псковичей всегда были прыжки с мостов в Великую. Смельчаки даже не догадываются, какие сюрпризы им уготовила река на дне.
- В 2001 году мне довелось поднимать тело солдата, который сиганул в реку с Ольгинского моста (Советской Армии) в районе первой опоры, - вспоминает водолаз-профессионал Евгений Лобанов. - Каждая из них стоит на бетонной площадке, что уже небезопасно для прыжков, к тому же строители оставили под этим мостом много торчащей вверх арматуры. На одну из таких арматур угодил ногой молодой человек. Он утонул, потеряв сознание от болевого шока. Кроме того, там с обеих сторон на дне лежат железные фермы от предыдущего моста. Глубина под ним 6 метров, однако, из-за накопившегося там мусора фактически 3-4 метра. Не меньше хлама, большую часть которого представляют остатки деревьев, скопилось и под мостом имени 50-летия Октября. Что касается железнодорожного моста, то в том месте разбросано множество больших бронированных металлических листов, а также колючей проволоки. Вероятно, все это добро осталось со времен Великой Отечественной войны. Во время поиска утонувшего подростка, мой напарник проткнул острием листа гидрокостюм. Продолжать поиски было рискованно, и мы прекратили работу. В другой раз водолаз запутался в проволоке. Еще большее безумство прыгать с моста имени Алексанра Невского. Он самый высокий. Прыгающие с него разбиваются, даже входя в воду ногами. Удар получается сродни падению на асфальт. Как-то я доставал со дна мужчину, который плашмя ударился о воду. Это был один сплошной синяк… Жуткое зрелище.
Александр МИЛЬКА.
_________________ Ловись рыбка!
|