Написал о своем путешествии во время августовского отпуска в "Псковской правде. Вече". Но там с большими сокращениями и без множества "картинок"
До Сочи-2014 и обратно.
Вот уже почти 20 лет я ежегодно езжу на автомобиле на свою малую родину в Краснодарский край. 2300 километров туда и, естественно, обратно. В этом году добрался до мест предстоящей Олимпиады. Так сказать, с народной инспекцией
Часть 1. Интересно не только в Сочи
Эх. дороги…
Выбирая маршрут, в этом году я сознательно исключил из него «тверской тракт». Одна нескончаемая двухсоткилометровая колейность чего стоит, да и проезд через Москву по МКАД (московская кольцевая автомобильная дорога) не для слабонервных. Дороги смоленские, брянские, орловские – не хуже и не лучше псковских, такие же узкие, с многочисленными трещинами и выбоинами, латанные-перелатанные, с несколькими небольшими участками в каждой из областей, закрытыми на очередной ремонт дорожного полотна или на ремонт моста Кстати, в Псковской области к мостам мною замечено какое то особое, трепетное отношение. Шутка ли, от Пскова и до Усвят ремонтируется одновременно 6-7 мостов. То ли они доведены временем и дорожными службами до крайнего состояния (визуально я этого ранее не обнаруживал), то ли в их ремонте присутствует какая то другая, особая и мне не ведомая, привлекательность.
В Липецкой области, после спокойных и не сильно загруженных псковско-орловских дорог, колеса моего автомобиля выехали на знаменитую автомагистраль М-4 «Дон». Сколько езжу, столько эта дорога и ремонтируется-реконструируется - тяжело и долго. Планировалось закончить все работы к Олимпиаде. Но осталось доделать еще два больших участка в Воронежской и Ростовской областях и огромный кусок в Краснодарском крае. В южном регионе еще с восьмидесятых годов была прекрасная автодорога к морю, но теперь и она морально и физически устарела. Но в то же время получается у дорожников не плохо – 4 полосы (2 туда, 2 обратно), сплошное разделение встречного движения отбойниками, многочисленные многоуровневые развязки, объезды населенных пунктов, спрямление извилин и опасных поворотов – все это приближает одну из самых загруженных автотрасс России к европейским стандартам, увеличивает пропускную способность и, что самое главное, повышает безопасность.. Успеют, не успеют строители к сроку, не знаю, но работы кипят, тысячи дорожных машин и десятки тысяч людей стремятся это сделать. Все бы хорошо, но сильно огорчают три вещи.
Первая - среди несметного количества работающей техники лишь единичными экземплярами мелькают отечественные «КаМАЗы», а всё остальное – Япония, Германия, Швеция и другие заморские производители. А ведь некогда и укладчики асфальта, и катки и вся другая дорожная техника была своя, отечественная. Неподалеку от Брянска стоит чудо-памятник дорожному паровому катку, неизвестно как сохранившегося до аших времен. Именно такие в конце 19 в. в начале 20 в. производились в Петербурге и Брянске. Не смотря на то, что эта модель производилась по германскому подобию, российские машины отличались большей надежностью и производительностью и продавались за рубеж.
Рядом с паровым монстром 19 века нашлось место и для экземпляра из еще не так давно имевшейся многочисленной советской армии дорожной техники.
А что сейчас? Вот по этому и получаются новые российские дороги самыми дорогими в мире по стоимости за 1 километр. Как то не по хозяйски все это.
Вторая – дорожная инфраструктура одной из основных российских дорог напрягает своей неславянской внешностью. Заправочные комплексы растут, как грибы и в их национальностях вообще не разобраться. Но речь не о них, а о многочисленных мотелях, кемпингах, кафе. Большинство вывесок на них – «Бакы», «Каспий», «Азамат» и т.п. И как не хочется останавливаться, сервис там может оказаться от «никакого» и до вполне приличного, но иногда приходится. В этих заведениях никогда не спросят паспорт или другой документ, и никогда не выдадут ни кассового чека или какой либо квитанции, ни за ночлег, ни за автостоянку. Кто, как и кому платит налоги, остается только догадываться. Выбор у россиян, нуждающихся в ночлеге, не богат, лишь изредка встречается подобный бизнес, принадлежащий моим соотечественникам. Но славянские заведения издалека и без труда можно различить по большим православным крестам и красивым часовенкам, расположенным на территории мотелей и стоянок. Блин, как на чужой территории….
Третья вытекает из первой и все объясняет – после завершения всех работ автомагистраль «Дон» станет платной на всей ее 1400-километровой протяженности – от Москвы и до Черного моря. Два года назад господин Левитин И.Е. (бывший министр транспорта РФ), успокаивал, обещая, что услуга эта не будет обременительной для россиян, стоимость проезда предполагалась не более 1 рубля за 1 километр. Но реалии на сегодняшний день совсем другие: и министр уже другой, и цены – на 46-километровом экспериментальном участке платной дороги в Липецкой области стоимость проезда 60 рублей для легковых авто и 200 рублей для большегрузных фур. Водители тяжеловозов экономят и большинство из них объезжают «платку» по альтернативному участку через некогда тихий и спокойный городок Задонск, жители которого просто стонут от такого свалившегося на них «счастья».
Платные дороги имеются и в нашей области, но им очень далеко до М-4. более того, за состояние многих из них просто стыдно. Лишь один 30-километровый участок от границы со Смоленской областью и до Усвят радует. Но радует только псковичей. Остальные граждане нашей страны остаются в глубоком недоумении – почему и за что они платят по 200-300 рублей въезжая в 60-й регион на легковом автомобиле и почему, согласно закона, нет альтернативной объездной дороги. Для меня это тоже непонятно, и ладно бы плата взималась только с иностранного транспорта, а то страна одна, порядки разные, непривлекательные и негостеприимные, особенно для туристов из соседних российских регионов.
Вдоль дорог интересные виды. памятники и пейзажи
Бензин, мороженное и «стрелки»
Разброс цен на бензин не велик. Самый дорогой бензин необходимой моему автомобилю марки АИ-92 стоимостью за 1 литр оказался в Псковской области (28 руб. 40 коп) и в Краснодарском крае (от 29 руб.до 31 руб.).
В середине пути цены иногда радовали, недавно появившаяся на дорогах страны компания RUS OIL продавала литр нужного мне бензина за 25 руб. 50 коп. К сожалению заправок этой организации еще очень и очень мало. А вот гиганты, те которые и добывают, и перерабатывают, и продают («Роснефть», Газпромнефть и «LUK OIL») по прежнему огорчают самыми высокими ценами. Объясняют они это тем, что их бензин теперь соответствует нормам Евро-5.и экологически более чистый. Но я, и пусть меня простит матушка-природа, пока не кинулся беречь экологию, так как, израсходовав 400 литров бензина и заправляясь у других, я сэкономил за весь путь более 1500 рублей. И для меня это пока существенно.
А вот сэкономить на мороженом, что радует и удивляет одновременно, можно только в Псковской области. Удаляясь на юг, во время заправок автомобиля, я регулярно для себя и супруги покупал по два сливочного мороженного в вафельных стаканчиках. И цены росли, как на дрожжах. В Невеле я заплатил 18 рублей, в Брянске -28, в Воронеже – 46, в Ростовской области -56, в родном Краснодарском крае – 60, а вершина ценового беспредела настигла меня близ Сочи – 96 рублей за пару мороженного.
Еще одно направление экономии – это соблюдение скоростного режима. Инспекторы ГИБДД с радарами и жезлами в руках на моем маршруте почти исчезли. Еще 5 лет назад их можно было встретить в «засадах» и в кукурузных полях, и в «засидках» на деревьях и в других очень неожиданных местах. Теперь их повсеместно заменили приборы видеофиксации нарушений правил дорожного движения. И если в Псковской и в соседних областях таких устройств пока еще единицы, то магистраль «Дон» буквально напичкана ими. В большинстве своем это отечественные «Стрелки» (стоимость одного комплекса с установкой около 5 млн. руб.) и «Арены». И спасибо чудо-технике, дисциплины на дорогах заметно прибавилось. Только авантюристы или безбашенные лихачи теперь могут себе позволить бесконтрольные «космические» скорости. Я себя отношу к дисциплинированным водителям, прислушиваюсь к имеющемуся в моем автомобиле антирадару, но все равно получаю «письма счастья» (штрафы ГИБДД) - два года назад – одно, в прошлом году уже два, сколько в этом году – пока не знаю, но думаю, что они будут. А причины в следующем, превышением скорости я не увлекаюсь, а вот сбросить скорость на участке ремонта вовремя не успеваю. И таких участков дорог очень много, где то и ремонт уже закончился, а знак «ограничение скорости» все стоит и радар здесь же, вот и попадаюсь на этом.
И полезно, и интересно….
Продвигаясь по своему маршруту, никогда не ставлю цели добраться до конечной цели как можно быстрее. Наоборот, всегда планирую одну- две обязательных остановки в интересных местах. Эта поездка оказалась особенно насыщенной. Потряс мемориал воинам-водителям, расположенный неподалеку от Брянска. Гудки памяти, подаваемые проезжающими мимо автомобилями, пробирали меня до дрожи, до мурашек. Такие же чувства я пережил и тогда, когда возвращался по этой же дороге и впервые сам нажал сигнал, в память о погибших шоферах войны.
Не меньшее потрясение я пережил, посетив мемориал «Катынь» под Смоленском. Великолепие и строгость архитектуры, воздвигнутых уже в наше время церквей, бесконечные мемориальные таблички с именами расстрелянных в 1940 году польских офицеров, многотысячные захоронения репрессированных советских граждан в предвоенное время…
Не мог не заехать (уже на обратном пути) и на мемориал «Партизанская поляна». Брянские партизанские отряды, наравне с белорусскими, были самыми организованными и многочисленными в годы Великой Отечественной. Били они врага не хуже регулярных частей Красной армии.
Но и фашисты их не щадили, тысячи и тысячи партизан погибли в легендарных брянских лесах. Здесь же расположен, пожалуй, единственный памятник в России журналистам-фронтовикам.
Удивила чистота и аккуратность всего, что там сделано – и партизанские землянки, и огромная выставка-коллекция нашего вооружения, времен войны и современного,.и многое другое.
Открыл для себя, что деготь, который партизаны добывали из сосновой смолы, не только использовался для смазки оружия, но вполне годился вместо топлива для трофейной и отечественной техники. Дегтярная мастерская сохранилось там до сих пор.
У дорог появляются и современные, но не менее любопытные объекты. Один из них расположен в Ростовской области в Каменск-Шахтинске. Здесь вокруг байк- мотеля вырос целый комплекс в стиле автомотомодерн. Там есть где разгуляться с фотоаппаратом.
В Краснодаре тоже много красивого и интереспого
Но все же главное потрясение, удивление, чувство разочарования и гордости одновременно ожидало меня в Сочи. А точнее на олимпийских стройках Адлера и Красной поляны, куда привело меня мое врожденное любопытство….
Об этом расскажу вам через пару-тройку дней. Со временем большие проблемы…