Интересную статейку нашел на MFFA
Путь вперед. О развитии нахлыста в Украине. Ole Nord
У меня есть мечта... Слова Мартина Лютера Кинга стали провидческими, и то, что казалось несбыточным стало повседневностью.
Клубные реки с хариусом и форелью, законопослушные рыболовы свято стерегущие принцип «поймал-отпустил», теорию нахлыста преподают в высших учебных заведениях...
Можем ли мы? Прежде нужно ответить на вопрос: хотим ли?, готовы ли с себя начать?
А почему, собственно нахлыст? Что другие способы ловли хуже, или менее интересны? Нет, каждый законный способ ловли интересен по своему, каждый заслуживает почетного места в рыболовной иерархии.
Так почему я говорю именно про нахлыст? Потому что есть с чем сравнить. Я прошел весь положенный путь рыбака, начав в раннем детстве с доночно-поплавочной ловли, в том числе и со льда, а в 10 лет взял в руки отцовский спиннинг. «Чеха-Гармину». Кто помнит, тот поймет. Много времени не потребовалось, чтобы понять что это судьба. Причем навсегда. И так оно и было. Спиннинг путешествовал со мной по СССР, затем по миру. И различная рыба, без каких либо исключений, кроме досадных сходов, после каждой рыбалки попадала ко мне на дегустацию. И не верил я, что есть в деле добычи рыбы что-либо более совершенное, чем спиннинг. Вера усугублялась тем, что совершенствовался опыт, появлялись новые приманки и способы, снасти из-за бугра перестали быть диковинкой, перейдя в разряд хоть дорогой, но обыденности. Мысль о том, чтоб сменить ловлю спиннингом на что-то иное казалась, как минимум, утопией. Рос я в Латвии. Имя Яниса Стикутса для нас было святыней. Знали мы и то, что он был вице-чемпионом СССР по кастингу. Причем в нахлыстовой дисциплине. Мы зачитывали до дыр его книги про спиннинг. А его статьи про нахлыст в рыбацких рубриках латвийских газет порождали множество вопросов, ответов на которые в магазинах тогда еще не было. Нахлыст маячил всегда и рядом, а редкие заметки в расплодившихся с перестройкой журналах пугали непонятными терминами; всякими бородками марабу, эмерджерами, скальпами петухов и прочими хептагенидами. В ту пору в сознание прочно вошло, что нахлыст это хоть и вершина рыболовного мастерства, но крайне неприступная, не столько из-за невообразимых цен при тотальном дефиците, сколько в освоении техники заброса и вязания. Но время шло вперед. В спиннинге казалось, что умеешь все. Лишь работа и семья не давали возможности вступить на путь профессионального спортсмена-спиннингиста. Однажды даже осмыслил, что спиннинг это уже не увлечение, а просто образ жизни, без него никуда.
Как оказалось позже, часовая мина, заложенная под привычный образ жизни, уже «тикала»... Начали появляться друзья, которых считал настоящими гуру в спиннинге, и которые начали показываться на рыбалках с несуразными, на первый взгляд, удочками и путаться в цветных шнурах, на потеху спиннинговой братии. Изящества в этом было мало. Это вызывало естественную ухмылку и желание поделиться с ними рыбой после рыбалки, ибо при мне в ту пору нахлыстом никто не поймал ни одной рыбы. Оно было понятно, ибо бытовало стойкое понятие, что нахлыст исключительно для ловли форели, хариуса, ну в крайнем случае, голавля. И то только поверху, и на сухую мушку.
В эту же пору, с подачи известного спортсмена-спиннингиста Константина Кузьмина, с кем доводилось периодически бывать на рыбалках, я попробовал отпустить первую рыбу. Причем не малыша, а достаточно серьезную щуку под три кила весом. Чувства были смешанные. Но что-то «зацепило». Также уверенности в выборе способа «поймал-отпусти» добавляли сводки о содержании всякой гадости в водах Москва-реки и Оки, на берегах которых в те года я шлифовал свое мастерство. Тогда же и узнал, что для нахлыстовиков этот гуманный способ общения с природой является практически основным и, более того, мушки часто вяжут на безбородочных крючках, чтобы наносить меньшие повреждения отпускаемой рыбе.
Ходить со спиннингом в руке мне оставалось недолго. Виной тому все те же друзья, которые к тому времени достаточно хорошо изучили нахлыстовую науку, благо появился интернет и российские мастера во всю помогали новичкам словом и делом. Открывались специализированные нахлыстовые отделы и даже магазины. Цены под давлением конкуренции пошли вниз. Открылись первые школы нахлыста, по регионам прошли обучающие семинары. Вышли в свет полноценные издания, как переводные, так и отечественные. Одна книга Михаила Шишкина «Нахлыстовая мушка» чего только стоит! Сложно переоценить ее вклад в дело развития русскоязычного нахлыста!
Москва, как и Питер была определенным центром развития нахлыста. Были клубы, школы, магазины, но своего массового общественно-нахлыстового мероприятия в Москве тогда не было. Вот тут моя судьба спиннингиста и оборвалась.
Меня попросили организовать 1-й московский нахлыстовый фестиваль. Почему именно меня? К тому времени на берегах Москва-реки и Оки я организовал уже около 20 спиннинговых фестивалей. Был накоплен хороший опыт проведения массовых рыболовных мероприятий, имелось достаточно фестивального имущества. Но как проводить именно нахлыстовый фестиваль мне было не ясно. Что нужно этим загадочным рыболовным инопланетянам в вейдерсах? Чтоб ввести меня немного в курс дела мне дали для изучения несколько номеров журнала «Нахлыст» и немного показали прелесть и простоту заброса шнура. Взяв журналы я поехал домой. Два с половиной часа железной дороги отделяют Москву от берегов Оки. Открыл журнал и та мина, похоронившая очередного спиннингиста, рванула прямо в электричке...
Приехав домой позвонил тем, кто дал журнал, чтоб узнать сколько же стоит ныне стать нахлыстовиком. Не успев ничего спросить, услышал в трубке: «100 баксов, приезжай, все готово!»
Они знали что я «попал»!!! Они знали что я хочу спросить! На следующий день я уже стал владельцем палочки пятого класса, катушки и шнура и получил первый урок заброса возле магазина на хоккейной площадке. Последствия взрыва становились все более разрушающими и каждую свободную минуту я старался собрать снасть и учится разыгрывать шнур. По телефону довел до сумашествия всех нахлыстовиков, кого знал. На воду не пускали, мух не дали и отказались продать. Спасибо им огромное! Ибо река портит начинающего нахлыстовика. Всплески рыбы отвлекают и злят, ибо заброс еще не поставлен, а ловить хочется. На стадионе гораздо проще. Сосредотачиваешься именно на обучении забросу.
Так вот. К началу фестиваля я уже продал первую пару спиннингов. А на фестивале, спустя три месяца с начала обучения выкинул шнур на 25 метров. Причем казалось, что заброс стал идеальным. Продолжая учится, и постигнув глубже науку забросов, пришел к выводу, что совершенство недостижимо. Тем оно заманчивее. А интерес к спиннингу практически полностью пропал после первой рыбы, пойманной на мушку и конечно же отпущенной!
Последующим разрушением спиннингового сознания стало самостоятельно вязание мушек. Это отдельное хобби, органично добавляющее увлечение нахлыстом. Здесь тоже нет предела фантазии и совершенству!
На второй Московский нахлыстовый фестиваль был приглашен Гюнтер Фойерштайн, президент Европейской Ассоциации нахлыста EFFA. Его неудержимая энергия, отточенное мастерство обучения и владение снастью добили остатки сознания в его спиннингово-рыболовной части. Человек живет и дышит нахлыстом, а про свой 35-ти летний нахлыстовый опыт скромно говорит, что еще многому надо научится!
Тот фестиваль на перекатах Оки дал огромный толчок спортивной составляющей российского нахлыста. Многие ребята взяли курс на профессиональную ориентацию в нахлысте. И вот уже через год нахлыстовая Россия стала гордится первыми тремя сертифицированными инструкторами: Михаил Зенков, Игорь Тяпкин и Саша Черныш сдали положенные нормативы в EFFA.
Я это видел. Кульминация происходила на глазах. Фестивальная движуха переросла в организацию международного нахлыстового мероприятия «FLY DAY — Мушкин День». В этом году, осенью, на Флай Дэй приглашены мировые звезды нахлыста — Раффаэло Маскаро, Штенер Скогмо, Энди Мюррей. Их имена стали востребованы, российские мастера готовы поучится и посоревноваться со знаменитостями. На мероприятия поедет и украинская сборная команда. Украина должна выступать на уровне и принимать у себя таких же звезд!
В Украине заложен огромный нахлыстовый потенциал для этого все есть, кроме учебной базы. И великолепные классические места с горными реками в Карпатах, и прекрасные равнинные реки и могучий Днепр. Любой водоем готов принять нахлыстовика и любая рыба при творческом подходе, не прочь попозировать перед объективом в руках у счастливого рыбака и с нахлыстовой мушкой во рту. Массовое увлечение ультралайтовой ловлей в спиннинге закладывает громадную основу для будущих поколений нахлыстовиков, потому как дальше чем в нахлыст, мастеру-улетчику развиваться некуда. А в нахлысте путь уже бесконечен...
Мой первый инструкторский опыт на украинской земле появился на семинаре в Харькове. Мероприятие, проводимое Александром Каплуном, патриархом украинского нахлыста и талантливым инженером-разработчиком нахлыстовых катушек для известнейших нахлыстовых фамилий, собрало полсотни увлеченных людей с разных уголков Украины. На мероприятия были приглашены лучшие российские инструктора — Александр Рыбкин и Гарик Тяпкин, а также преподаватель факультета нахлыста в Московском Государственном Университете известный врач и великолепный нахлыстовик Григорий Бурденко.
Так получилось, что я заменил на фестивале известнейшего в Европе нахлыстовика Витю Дьяченко, знаменитого «Мухолова», безвременно ушедшего от нас в «мир вечного нахлыста...» Это была его фраза.
Разговаривая с ним на Киевской выставке до фестиваля, мы обсуждали как способствовать развитию движения, как готовить молодежь для нахлыстовых побед, в планах у Вити был выпуск украинского журнала нахлыстовой тематики. Витя был уверен, а я с ним согласен, что Украину ждет большое нахлыстовое будущее. Увы, жизнь внесла свои нелепые коррективы. Нам остается только светлая память и многочисленные статьи, помогавшие не одному поколению нахлыстовиков. И, я уверен, большинство украинских нахлыстовых мероприятий будут начинаться с минуты памяти этого талантливого человека!
В этом году, совместно с российской компанией «Лотта-ОЛТ» я начинаю в Украине программу «Академия Современного нахлыста». Мероприятия Академия будут носить имя Виктора Дьяченко. Мы будем передавать начинающим не только свои знания, но и его опыт. Многие методики будут основаны на его статьях и практических решениях.
Нахлысту в Украине быть! Другого пути просто нет. И будут у нас и у наших детей свои клубные реки и ручьи с форелью и хариусами. Велик принцип — начни с себя! Отпусти рыбу, перестань гордится туго набитым рыбой рюкзаком — ведь смысл жизни в ином. В том, чтобы оставить после себя природу в ее первозданном обличье. Оставить потомкам чувство радости и гордости за пойманную и отпущенную рыбу.
Приходите в нахлыст и вы обязательно пожалеете! Пожалеете только об одном. Как и любой другой нахлыстовик в любой точке нашей планеты. Пожалеете о том, что так поздно пришли в нахлыст.
|