Сегодня в Росрыболовстве прошда встреча. На ней от рыбаков рыбаков Ю. Ремина, Д. Салапин, А. Сухомлинов, А. Цессарский.
На сегодняшнем заседании присутствовало человек 20-25. Помимо нас - представители бизнеса (платники, базы), Росохотрыболовсоюза, чиновники ФАР, депутат Олег Шеин и гл. ред. Рыболов-ЭЛИТ Голованов.
Заседание было в целом малорезультативным. Никаких принципиальных решений не принято, на нашу просьбу озвучить общую позицию ФАР по закону о ЛиСР и предоставить ее в каком-то документальном виде, внятного ответа не получили. Есть вообще такой документ (я знаю, что есть), или его нет - не ответили.
В итоговом протоколе (который надеюсь вскоре получить) зафиксировано стремление двигаться дальше, а также два предложения - одно от депутата Шеина, одно от нас.
Шеин: с тем чтобы прекратить поборы на РПУ на период, пока будет приниматься новый закон, нужно ввести соответствующие поправки в действующий закон.
Мы (инициативн. группа): с тем чтобы прекратить поборы и вообще весь вред, связанный с РПУ, оперативно принять закон «О временных мерах правового регулирования любительского и спортивного рыболовства» с небольшим набором кратких норм прямого действия.
Аргумент Шеина в том, что поправки принять получится быстрее, чем наш закон. Мы считаем, что это еще не факт, зато "временный" закон позволит решить проблемы более радикально и предусмотреть разные аспекты.
В нашем предложение содержатся также варианты решения проблемы платников и лицензионных видов. В развернутом виде проект будет представлен Госдуме и, конечно, предварительно обнародован здесь. Планируем сделать это 14.04.
В конце встречи мы официально вручили председателю заседания (фамилия Кац) наш меморандум, в котором в самом общем виде изложена наша позиция.
Цитата:
Руководителю
Федерального агентства по рыболовству
Крайнему А.А.
от представителей рыболовной общественности,
членов комиссии ФАР по совершенствованию законодательства
в области любительского и спортивного рыболовства
Об организации любительского и спортивного
рыболовства в России
Общая правовая оценка действующего Федерального закона о рыболовстве
Описывая существующее положение в рыболовстве вообще и любительском в частности, необходимо назвать вещи своими именами.
Действующий федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» по смыслу и содержанию не является законом. Он практически не содержит в себе конечных и исчерпывающих норм, подлежащих немедленному применению. Закон, полностью состоящий из отсылочных норм, лишь многократно гласит, что будущие решения чиновников исполнительной власти являются законом. Даже декларируемое в статье 24 право граждан осуществлять любительское рыболовство свободно и бесплатно в результате таких решений потеряло всякий смысл, а само понятие «водоем общего пользования», изложенное в Водном кодексе, нивелировано.
Закон «О рыболовстве» позволил Росрыболовству, путем самостоятельного принятия ряда нормативных актов и инициированных им же постановлений Правительства, устанавливать правоотношения в сфере использования водных объектов, что является исключительной компетенцией Министерства природных ресурсов.
При законодательном установлении понятия «рыбопромысловый участок» не были учтены нормы Водного кодекса и, в первую очередь, часть 2 статьи 2 Кодекса, согласно которой «нормы, регулирующие отношения по использованию водных объектов (водные отношения) и содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Водному кодексу».
Коррупционная составляющая
Данный закон дает должностным лицам исполнительной власти исключительное право решать – кому именно и как можно осуществлять все виды рыболовства, и лишать любые водоемы общего пользования своего статуса по своему усмотрению при формальном согласовании с региональными властями.
Путем организации конкурсов и заключения договоров рыболовство полностью персонифицировано. То есть, созданная правовая конструкция направлена на установление конкретного лица, имеющего имя, кто должен напрямую общаться с чиновником Росрыболовства, обращаться к нему по любому поводу и быть от него зависимым. Эффект полной зависимости усиливается одновременным наделением Росрыболовства функциями законодательной инициативы, издания нормативных правовых актов и предоставления самого права на осуществление рыболовства, регулятора этого вида деятельности, органа контроля и назначения административного наказания.
Таким образом, закон «О рыболовстве» не выдерживает никакой критики и на предмет коррупционной составляющей.
Оказание услуг
Пункт 5 статьи 24 закона «О рыболовстве» содержит требование административного характера. Это требование обременяет граждан обязанностью заключить договор по оказанию услуг с пользователями, что не соответствует принципам гражданского законодательства, основанных на признании равенства участников регулируемых им отношений и свободы договора (ч. 1 ст. 1 ГК).
При отсутствии путевки, то есть, при нежелании гражданина заключить договор об оказании услуг, он подвергается административному наказанию в виде штрафа в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях, что выходит за рамки здравого смысла.
Бесплатность рыбалки
Росрыболовство постоянно говорит о том, что любительское рыболовство в России бесплатно. Это далеко не так. Любители платят немалые средства в бюджет. Платят пошлины, сборы и НДС на все виды товаров, снаряжения и экипировки. Платят транспортный налог на плавсредства, сборы при их регистрации и прохождении технического осмотра, а с внесением так называемого дорожного налога в стоимость топлива, платят и его, заправляя свои моторные лодки. Любители вливают свои средства в экономику регионов, куда они отправляются в качестве туристов. Таким образом, утверждения о бесплатности любительской рыбалки не соответствуют действительности.
Основы нового законодательства о любительском рыболовстве
Исходя из того, что существующий порядок осуществления рыболовства, приватизация водоемов общего пользования и водных биоресурсов противоречит Конституции РФ, Водному, Гражданскому и Налоговому кодексам, закону «О защите конкуренции», задачам рационального использования водных биоресурсов, искоренения коррупции, а также общественным интересам, здравому смыслу и понятиям справедливости, рыболовная общественность не может согласиться на компромисс.
Граждане страны не могут уступить принадлежащие им в силу названных законов права и свободы ни в целом, ни в отдельной их части, за исключением случаев, когда права и свободы ограничиваются в интересах безопасности и обороноспособности страны. Принудительный сбор денег за право выйти на водоем с удочкой, приватизация водоемов и водных биоресурсов к таким случаям не относятся.
Содержание нового закона о любительском и спортивном рыболовстве
Новый закон о любительском рыболовстве должен:
- закрепить право граждан страны на свободное и бесплатное осуществление рыболовства на водоемах общего пользования;
- обеспечить реальное участие общественности в решении вопросов рыболовства и в разработке правил рыболовства;
- дать основные понятия и принципы, приведенные в иных федеральных законах и имеющих отношение к такому виду деятельности;
- установить общеобязательные запреты на использование варварских и опасных для природы и человека методов и способов добычи;
- установить необходимые ограничения оборота водных биоресурсов;
- установить права и обязанности участников правоотношений в области любительского рыболовства и иных лиц, оказывающих или могущих оказать воздействие на водные биоресурсы и среду их обитания.
Закон не должен содержать отсылочных норм, за исключением делегируемых регионам прав на разработку правил рыболовства, установления порядка введения и реализации разрешений на вылов ограниченного ресурса (ценных видов). При этом закон должен четко установить целевое расходование средств, полученных от реализации таких разрешений, только на обеспечение устойчивого осуществления любительского рыболовства и его развитие.
Законом должны быть разграничены полномочия федерального органа в области рыболовства и органов региональной власти.
Закон должен четко установить права, независимость и самостоятельность общественных организаций в сфере регулирования любительского рыболовства, возможности проведения различных видов мероприятий и реализаций проектов, направленных на восстановление и сохранение водных биоресурсов и среды их обитания. В том числе, возможность ведения самостоятельной рыбоохранной деятельности в рамках общественной организации.
В новом законе о любительском и спортивном рыболовстве необходимо вынести за рамки административных правонарушений и установить исключительно уголовную ответственность за следующие деяния, не имеющих моральных оправданий и отношения к любому виду рыболовства и наносящих непоправимый, колоссальный урон водным биоресурсам и среде их обитания:
- непромышленное изготовление, рекламу, продажу, применение и нахождение на водоемах с устройствами электролова, отравляющими веществами или их компонентами, предназначенных для добычи рыбы;
- заготовка, переработка, транспортировка и реализация икры водных биоресурсов в товарных количествах, независимо от места и времени обнаружения и владеющего лица.
Иными словами – отношение государства к такой деятельности должно быть не менее строгим, чем к изготовлению, распространению и обороту наркотиков.
Статус культурных рыбных хозяйств
Отрицая существование рыбопромысловых участков в нынешнем виде, считаем необходимым сохранить статус так называемых «платников», уже существующих на замкнутых водоемах общего пользования. По сути, это то, что в период Союза ССР называлось «культурным рыбным хозяйством». Владельцы таких водоемов осуществляют реальную деятельность по зарыблению водоема и его обустройству и справедливо рассчитывают на возмещение своих затрат и получение прибыли от добровольно прибывших к ним любителей рыбалки.
Очевидно, что для соблюдения законных интересов их владельцев законодателям необходимо внести соответствующую поправку в Водный кодекс. В случае внесения такой поправки необходимо предусмотреть ограничения по максимальной площади передаваемых в аренду ограниченных замкнутых водоемов, предварительную экспертную оценку состояния, значение для местных жителей, приемлемые условия соблюдения их прав на использование таких водоемов, конкретные причины и условия расторжения договора аренды.
Правила рыболовства
В законе невозможно учесть великое множество региональных особенностей. Такие особенности невозможно учесть и в общих бассейновых правилах рыболовства, т.к. территории, на которые распространяется их действие, слишком велики и разнообразны по условиям.
Разработка региональных правил рыболовства – задача региональной науки. Участие региональных властей при разработке правил рыболовства должно быть ограничено только надзором за соблюдением прав граждан и поиском компромисса в случае возникновения конфликта интересов, надзором за соответствием правил законодательству и за необходимыми мерами сохранения ресурсов.
О неотложных мерах по регулированию любительского рыболовства
На текущий момент самым простым и действенным способом снятия социальной напряженности в сфере любительского рыболовства является создание условий, обеспечивающих для граждан по-настоящему свободное и бесплатное право находиться на водоемах с удочкой. Пусть это будет первым шагом на долгом пути развития цивилизованного рыболовства в России.
Мы отдаем себе отчет, что создание полноценного закона – дело не быстрое и его скорое появление может встретить массу препятствий и даже противодействий. Поэтому мы считаем, что на период до появления нового закона о любительском рыболовстве необходимо принять временные меры немедленного урегулирования наиболее острых проблем, которые послужили поводом для митингов и протестов граждан по всей стране. Именно этого ждут от государственной власти любители рыбалки.
Считаем, что решение этой задачи возможно путем принятия Федерального закона «О временных мерах правового регулирования любительского и спортивного рыболовства» с небольшим набором кратких норм прямого действия. Проект этого закона мы готовы представить на рассмотрение в профильные комитеты Государственной Думы.
Настоящая концепция базируется на тех требованиях, которые прозвучали во время массовых митингов рыболовов 26 марта и вошли в резолюции, принятые на этих митингах. Она в полной мере отражает согласованную позицию инициативных групп рыболовов – организаторов митингов, представляющих разные регионы страны.
От имени рыболовной общественности
_____________ Ремина Ю.В.
_____________ Салапин Д.А.
_____________ Сухомлинов А.П.
_____________ Цесарский А.А.
Москва, 12 апреля 2011 г.